Дефектолог
Практические рекомендации
родителям первоклассников
от учителя-дефектолога.
Надеюсь, что советы и рекомендации помогут Вам сделать учёбу в нашей школе-интернате для детей и для Вас интересной и приятной.
- Будите утром ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, неукоряйте за ошибки и оплошности, даже если «Вчера предупреждали».
- Не торопите. Умение рассчитывать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
- Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы не было плохих оценок».
- Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу «что сегодня получил», встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабится (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
- Если видите, что ребёнок огорчен, не допытывайте, пусть он успокоится, тогда и расскажет всё сам.
- Выслушав замечание учителя или воспитателя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.
- Во время выполнения заданий не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку работать одному, но если уж нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я помогу»), похвала (даже, если не всё получается) – необходимы.
- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия, по поводу педагогической тактики, решайте без ребенка.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе.
- Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание — это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний неприятностей перед сном.
- Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом, специалистами школы-интерната.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомляемость, снижена работоспособность.
- Это первые 4-6 недель для первоклассника (3-4 недели для учащихся 2-4 классов). Конец 2-ой четверти, 1-ая неделя после зимних каникул, середина 3-й четверти — в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
- Верьте в ребенка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он «все может, всего достигнет», стоит ему захотеть.
- Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами, и, когда у ребенка уже опускаются руки, достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!»
- Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка и только после этого можете закончить разговор с ним.
- Не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей Ваших знакомых. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Раньше не умел, теперь уже можешь.
Любите ребенка таким, какой он есть!
Больших успехов Вам и Вашим детям!
Рекомендации дефектолога родителям:
- Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.
- Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребёнок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?»
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребёнку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка? и т.д.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё. При затруднениях, задавайте ребёнку наводящие вопросы.
- Если ребёнок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесет их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин мяч», «Круглый мяч» и т.д.
- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Не забывайте: Развивайте ребёнка, играя с ним.
Ваш ребёнок самый замечательный!
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
Развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает влияние на:
Развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает влияние на:
развитие речи
развитие внимания и памяти
развитие мышления
развитие координации движения
овладение ребенком навыком письма
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
- Лепка из глины и пластилина.Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок– любимое занятие школьников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
- Изготовление поделок из бумаги.Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
- Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
- Завязывание и развязываниелент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
- Закручивание и раскручиваниекрышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
- Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян
тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук. - Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д.,
для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.
Научите своих детей всему, что умеете сами!